Кирилл Шарков

Психолог-психотерапевт, ведущий Медиажурнала «Психотерапия в России». Санкт-Петербург

Тел.: +7 (921) 431-77-81

I Конференция Медиажурнала «Психотерапия в России»

I Конференция Медиажурнала «Психотерапия в России» Конференция приурочена ко Дню рождения Медиажурнала «Психотерапия в России» (http://www.youtube.com/PsychotherapyRussia), который за 4 года своей работы выпустил более 40 тематических видеоинтервью о клинической психотерапии, работе с детьми и семьей, методах консультирования и психотерапии и многом другом. Мероприятие пройдет на территории СПбГИПСР в год празднования 25-летия Института!

К участию в Конференции приглашены участники всех выпусков Медиажурнала за эти 4 года — около 40 спикеров! Среди участников Конференции представители Санкт-Петербурга, Москвы, Казани и других городов России и Зарубежья — всего планируется участие около 150 человек.

Программа I-й Конференции Медиажурнала «Психотерапия в России», 

приуроченной к 25-летнему Юбилею Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (СПбГИПСР) и 4-летию Медиажурнала Санкт-Петербург,
СПбГИПСР, 02—04 декабря 2016 года

Пятница, 02 декабря 2016

9.00 – 10.00 — Регистрация участников

10.00 – 10.40 — «Олимпийский цикл завершен. Нужен ли “допинг” Психотерапии в России?».

Кирилл Сергеевич Шарков — врач-психотерапевт, психолог. Автор и ведущий Медиажурнала «Психотерапия в России», группы по преодолению социофобии «Общение без страха». Ассистент, член Совета Восточно-Европейского Гештальт Института (ВЕГИ). Программный директор Петербургской недели психологии.

День рождения или Новый год — время традиционного подведения итогов и определения планов на будущее. Когда же речь идет о четырехлетии, просто завершается целый цикл… Что нужно сейчас российской психотерапии для качественного развития? Рывок, внешнее влияние или вдумчивая работа? Что нужно Медиажурналу, носящему громкое имя? Подытожить уже сделанное и, наконец, стать самим собой... Дзен-доклад от председателя оргкомитета.

10.40 – 11.20 — «Формы и содержание процесса осознания».

Дмитрий Викторович Ковпак — врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии и педагогики СЗГМУ им. И. И. Мечникова. Председатель Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии. Главный врач «Центра эмоциональной коррекции и психотерапии», «Клиники лечения фобий и депрессий». Научный руководитель секции психотерапии и психологического консультирования Санкт-Петербургского психологического общества, сопредседатель секции когнитивно-поведенческой психотерапии и член координационного совета Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА), вице-президент РПА.

Осознанность — это сквозной концепт большинства видов терапии. Достаточно обоснованный и методологически, и эмпирически. Но является ли сама осознанность достаточно осознанной? В этом аспекте возникает целый ряд вопросов. Часть из них возвращает нас к понятию hard problem (трудной проблеме) сознания — вопроса о том, почему функционирование человеческого мозга / человека в целом (как и любой другой физической системы, в том числе в ожидаемом будущем — искусственного интеллекта) сопровождается субъективным опытом. Философия прошлого и настоящего (в виде трудов Дж. Серла, Д. Деннета, Д. Чалмерса и многих других аналитических философов) критически оценивает различные подходы к загадке сознания. В четком виде hard problem сформулирована австралийским философом Д. Чалмерсом в начале 90-х гг. и подробно описана в 1995 г. Сам Чалмерс справедливо отмечает, что он фактически лишь предложил удачную формулировку для давно и хорошо известной проблемы, которой большую часть истории человечества занимались до него многие исследователи. Очевидно, что поставленная Чалмерсом проблема не нова и представляет собой важнейшую часть проблемы дихотомии «душа / тело» или «мозг / сознание» (которая в русскоязычной литературе обычно называется психофизиологической проблемой). Однако Чалмерс наряду с несколькими другими мыслителями привлек к этой проблеме всеобщее внимание и способствовал актуализации поисков ее решения философами и учеными, теоретиками и практиками. Эта проблема важна и для практикующих психотерапевтов. Чтобы более четко ориентироваться в происходящих в психотерапии процессах и механизмах, может быть полезно представлять об ее основах хотя бы общие положения.

11.20 – 12.00 — «Средовый и экологический подходы в терапии искусством: новые формы и условия работы или смена парадигм?».

Александр Иванович Копытин — доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО).

Доклад посвящен новым подходам в терапии искусством, основанным на представлениях средовой и экологической психологии (экопсихологии) и использующим разные формы творческой экспрессии (изобразительное искусство, музыку, движение и танец, повествования, драму) при терапевтическом взаимодействии со средой. Рассматриваются не только инструментальные и технологические особенности данных подходов, но и их мировоззренческие основы.

12.00 – 12.30 — Кофе-брейк

12.30 – 13.15 — «Ресентимент и отечественная психотерапия».

Сергей Михайлович Бабин — врач-психотерапевт высшей категории, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) им. И. И. Мечникова, главный редактор «Российского психотерапевтического журнала», член редакционного совета журналов «Психическое здоровье», «Медицинская психология в России», «Вестник психотерапии». Президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Член исполнительного комитета Российского общества психиатров (РОП). Руководитель Русскоязычной Группы Международного Общества Психологических и Социальных Подходов к Психозам (ISPS RU). Действительный член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии (ВЕАЭТ).

Ресентиме́нт определяется как чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач (обычно — «врагу»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе». Чаще всего подобный образ позволяет избавиться от чувства вины за собственные неудачи. Понятие ресентимента впервые было введено немецким философом Ф. Ницше в его работе «К генеалогии морали».

В дальнейшем М. Шелер, немецкий философ, социолог и феноменолог, детально рассмотрел это понятие в работе «Ресентимент в структуре морали». Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали.

В докладе будут рассмотрены особенности переживания ресентимента в современном российском социуме применительно к ситуации в отечественной психотерапии.

13.15 – 14.00 — Психотерапевтическое действо «АКТА: Was ist das?».

Артур Александрович Александров — врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры общей, медицинской психологии и педагогики СЗГМУ им. И. И. Мечникова.

Евгений Геннадиевич Ильченко — врач-психиатр, психотерапевт; аспирант отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии Научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

Само название есть краткая аннотация. АКТА как явление новое и хорошо забытое старое. АКТА возвращает Катарсис, АКТА возвращает Совесть, АКТА возвращает Отечеству в преображенном виде индивидуальную патогенетическую психотерапию В. Н. Мясищева. АКТА требует признания и достойного положения на психотерапевтическом рынке, узурпированном западными технологиями. АКТА идет!

14.00 – 15.00 — Обеденный перерыв

15.00 – 15.40 — «Субъективное благополучие личности: теории и модели».

Ирина Германовна Малкина-Пых — психолог, доктор физико-математических наук (биофизика), профессор, ведущий научный сотрудник отдела «Экология человека» Центра междисциплинарных исследований по проблемам окружающей среды РАН, академик Балтийской педагогической академии. Автор учебных пособий и монографий по психосоматике, ритмо-двигательной терапии.

В докладе будут представлены:

1) история формирования концепции «субъективного благополучия личности» и ее связь с концепцией «качество жизни»;

2) обзор существующих теорий и моделей субъективного благополучия личности (СБЛ);

3) авторская модель СБЛ;

4) экспериментальные результаты применения данной модели на российской выборке (Санкт-Петербург).

15.40 – 16.20 — «Усилие. Власть. Насилие в воспитании».

Ирина Юрьевна Млодик — кандидат психологических наук, экзистенциальный психолог, гештальт-терапевт, автор книг, преподаватель Восточно-Европейского Гештальт Института (ВЕГИ), партнер Альянса помогающих практик «ПроБоно», создатель и ведущая авторских обучающих программ по детской психотерапии и экзистенциальному подходу.

Как стимулировать наших детей проявлять необходимые усилия для того, чтобы чего-то достичь и при этом не проявлять насилие? Для чего родителю власть? Как ей пользоваться, не подавляя в детях личность? Поищем ответ на традиционный родительский вопрос: «Что, если он не хочет».

16.20 – 17.00 — «Майндфулнесс (принципы осознанности) в психотерапии и повседневной жизни».

Снежана Александровна Замалиева — кандидат философских наук, психолог-консультант, коуч, спикер. Основатель и руководитель MindFulness Студии#1 в Санкт-Петербурге.

Александр Николаевич Еричев — психотерапевт, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, доцент кафедры психотерапии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, соруководитель секции когнитивно-поведенческой психотерапии Российской Психотерапевтической Ассоциации, член координационного совета РПА.

«Когда мы распахиваем свое сердце
и начинаем уделять внимание деталям,
жизнь становится несравненно ярче, грандиозней,
она наполняется интересными открытиями и смыслами».
Джон Кабат-Зинн

Подход Майндфулнесс активно используется последние десятилетия специалистами из разных областей. Майндфулнесс является эффективным и научно обоснованным инструментом, помогающим людям справляться с жизненными вызовами, управлять стрессом и формировать жизнестойкость. В области медицины майндфулнесс применяют в работе с больными диабетом, гипертонией, онкологическими заболеваниями, а также хроническим болевым синдромом.

В рамках лекции мы раскроем следующие аспекты.

  • История создания программы MBSR (Mindfulness Based Stress Reduction).
  • Практики осознанности в психотерапии.
  • Почему лидеры рынка обучают своих сотрудников принципам майндфулнесс?
  • Как майндфулнесс может помочь справиться с современными жизненными вызовами?
  • Почему полнота осознания наших ощущений, мыслей и действий позволяет каждому человеку лучше себя чувствовать, лучше чувствовать свой организм и, таким образом, помогает механизмам саморегуляции?

17.00 – 17.30 — Кофе-брейк

17.30 – 20.00 — Мастер-классы

1. «Психодрама с химическими и нехимическими зависимостями».

Сергей Александрович Кулаков — доктор медицинских наук, профессор, заместитель генерального директора по реабилитационной работе Медицинской ассоциации «Центр Бехтерев».

Психодрама представляет собой мультимодальную терапию. Исследование причин рецидивов аддиктов свидетельствует о невозможности справиться с аффектами в результате интерперсональных (чаще семейных) конфликтов, а также экзистенциальных кризисов. На этапе «разогрева» (І фаза психодрамы) используются проективные психотехнологии (арт-анализ, использование открыток, игрушек, метафор и др.), позволяющие обойти психологические защитные механизмы и предоставить широкие возможности проявления креативности и спонтанности, присущим пациентам с зависимостями. Во второй фазе (психодраматическая «проработка») реже применяется принцип «от периферии к центру», а чаще микросессии (виньетки, эпизоды), так как аддикты в силу низкой фрустрационной толерантности не выдерживают длительных сессий, и исследование актуальной темы приходится разбивать на несколько занятий. Активность и интенсивность работы психодраматиста при работе с пациентами с зависимостями высокая.

2. «Планирование будущего. Футуропрактика».

Алексей Михайлович Демьяненко — врач-психиатр-психотерапевт, заведующий Городским психотерапевтическим центром (ГПТЦ) Санкт-Петербурга, ассистент кафедры психотерапии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, преподаватель Восточно-Европейского Гештальт Института (ВЕГИ), сертифицированный гештальт-практик (стандарт EAGT), руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА), сертифицированный супервизор РПА. Соучредитель Центра Системного Консультирования «Искусство перемен».

В рамках данного мастер-класса у участников будет возможность проанализировать наиболее вероятное развитие своего будущего, исходя из анализа имеющейся реальности. Участникам будут предложены альтернативные способы целеполагания, согласующиеся с ценностями гештальт-подхода. Работа будет проходить в виде тематической группы. Формы работы в группе — рисунок, работы в тройках, общегрупповые эксперименты.

3. «Еда как способ манипуляции собой и другими».

Светлана Валерьевна Липпо — детский и семейный психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ИСПиП им. Р. Валленберга, ассистент и член Совета Восточно-Европейского Гештальт Института (ВЕГИ), практика консультирования с 2002 года.

Для человека еда — это не только (и даже, возможно, не столько) способ удовлетворения биологических потребностей. Пищевое поведение обслуживает целый ряд других потребностей и может стать способом манипуляции как в отношениях с другими людьми, так и с самим собой.

4. «Гештальт-подход в работе с детьми по модели Вайолет Оклендер».

Ольга Николаевна Егорова — кандидат психологических наук, психолог-консультант, гештальт-практик, ассистент Восточно-Европейского Гештальт Института (ВЕГИ), доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО).

Эта модель фокусируется на взаимодействии между терапевтом и клиентом, а не на наблюдении и интерпретации. Живой, динамичный, игровой подход. «Исцеление» ребенка возможно только при условии, что дети найдут выход своим аффектам, научатся заботиться о себе, восстановят и укрепят свое «Я». Метод богат большим количеством разнообразных креативных, экспрессивных и проективных техник. Подойдет всем кто интересуется реальными практическими техниками в работе с детьми.

5. Семинар-практикум «Клиническая психотерапия. Сравнение с "монометодическим" подходом: анализ эффективности, рентабельности, надежности терапевтического эффекта и технологической сложности».

Равиль Каисович Назыров — врач-психотерапевт, доктор медицинских наук. Директор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского. Эксперт Научного совета Минздрава России по научной платформе «Психиатрия и зависимости», эксперт и член Совета «Национальной медицинской палаты».
Климов Александр Александрович — клинический психолог, заведующий учебной частью, заведующий курсом компетентностного обучения Института психотерапии и медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского.

На мероприятии будет 3 части:
1. Лекция по теме семинара.
2. Case Study. Анализ 2-х подготовленных кейсов: психотерапия пациента с невротическим расстройством и психотерапия пациента с алкогольной зависимостью.
3. Круглый стол с обсуждением психотерапевтических случаев (случаев психологической помощи) участников мероприятия. (Мы предложим подготовить свои случаи психотерапии для краткого обсуждения).
Участники будут обеспечены методическим материалом.

Суббота, 03 декабря 2016

9.30 – 10.00 — Регистрация участников

10.00 – 10.40 — «О синхронизации потока сознания и реальности в гештальттерапевтической работе (феноменология и реконструкция критичности)».

Даниил Несторович Хломов — президент Общества практикующих психологов «Гештальт-подход», директор программы «Московский Гештальт Институт» (МГИ), президент Ассоциации русскоязычных гештальт институтов (АРГИ), кандидат психологических наук.

10.40 – 11.20 — «Хрупкая стабильность и всепроникающий адогматизм нашего времени. Культура и контркультура в консультировании и психотерапии».

Константин Витальевич Павлов — директор Восточно-Европейского Гештальт Института (ВЕГИ), кандидат медицинских наук. Член Правления International Association for Gestalt In Organizations (INTAGIO). Вице-президент Ассоциации психологического консультирования Санкт-Петербурга, член Координационного совета Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА).

11.20 – 12.00 — «Психотерапия — прививка против зла».

Алексей Михайлович Демьяненко — врач-психиатр-психотерапевт, заведующий Городским психотерапевтическим центром (ГПТЦ) Санкт-Петербурга, ассистент кафедры психотерапии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, преподаватель Восточно-Европейского Гештальт Института (ВЕГИ), сертифицированный гештальт-практик (стандарт EAGT), руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА), сертифицированный супервизор РПА. Соучредитель Центра Системного Консультирования «Искусство перемен».

В данном докладе будет рассказано мое представление о влияние психотерапии на общество через изменения на индивидуальном уровне. Будут затронуты такие понятия, как миссия психотерапии, теория поля и полевые взаимодействия. В докладе прозвучит мое представление о том, каким образом несовершенство сегодняшнего мира связано с нарушениями на индивидуальном уровне организации.

12.00 – 12.30 — Кофе-брейк

12.30 – 13.15 — «Феноменологическая терапия депрессии».

Леонид Леонидович Третьяк — кандидат медицинских наук, психотерапевт, руководитель секции гештальт-терапии Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА), член Координационного совета РПА, тренер ВЕГИ, МГИ, руководитель Центра «Искусство Перемен».

В докладе будут освещены принципы работы с депрессивными переживаниями с позиций феноменологического направления. Эмоциональный гештальт-анализ депрессии: безнадежность, тоска, вина, нарциссическая обида, депрессивная тревога. Депрессивные эмоции будут рассмотрены как коммуникативные послания и мишени для терапевтической проработки.

13.15 – 14.00 — «Ограничения и возможности терапевта в работе с антивитальными переживаниями».

Антон Владимирович Ежов — кандидат медицинских наук по специальности «Психиатрия», практикующий психотерапевт, ведущий авторских семинаров по вопросам психологии, психотерапии и психиатрии. Аккредитованный гештальт-терапевт (Московский Гештальт Институт), действительный член Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА).

В лекции будут обсуждаться частные вопросы контрпереноса в ответ на антивитальные переживания пациента, а именно эмоциональные реакции терапевта. Будут разобраны феноменология и природа этих откликов, а также терапевтические стратегии по обращению с ними.

14.00 – 15.00 — Обеденный перерыв

15.00 – 17.00 — Круглые столы

1. «Актуальные этические проблемы психологической практики и исследований».

Алла Вадимовна Шаболтас — декан Факультета психологии, заведующая кафедрой психологии поведения и превенции поведенческих аномалий Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), руководитель специализации «Поведенческая психология здоровья», доцент, кандидат психологических наук. Председатель Федерального Учебно-методического объединения при Министерстве образования и науки РФ по психологическим наукам.
Сергей Михайлович Бабин — врач-психотерапевт высшей категории, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) им. И. И. Мечникова, главный редактор «Российского психотерапевтического журнала», член редакционного совета журналов «Психическое здоровье», «Медицинская психология в России», «Вестник психотерапии». Президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Член исполнительного комитета Российского общества психиатров (РОП). Руководитель Русскоязычной Группы Международного Общества Психологических и Социальных Подходов к Психозам (ISPS RU). Действительный член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии (ВЕАЭТ).

В рамках круглого стола участники получат возможность обсудить современные этические проблемы своей научной и практической работы в области психотерапии и психологии и возможные пути решения. Ведущие представят анализ данных интернет-опроса, посвященного данной тематике, в частности, наиболее распространенным этическим проблемам, с которыми сталкиваются психотерапевты и психологи в практической и научной деятельности.

2. «Субъективное благополучие личности и качество жизни — мифы и реальность».

Ирина Германовна Малкина-Пых — психолог, доктор физико-математических наук (биофизика), профессор, ведущий научный сотрудник отдела «Экология человека» Центра междисциплинарных исследований по проблемам окружающей среды РАН, академик Балтийской педагогической академии. Автор учебных пособий и монографий по психосоматике, ритмо-двигательной терапии.
Константин Витальевич Павлов — директор Восточно-Европейского Гештальт Института (ВЕГИ), кандидат медицинских наук. Член Правления International Association for Gestalt In Organizations (INTAGIO). Вице-президент Ассоциации психологического консультирования Санкт-Петербурга, член Координационного совета Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА).

И. Малкина-Пых: «Методы психологической коррекции субъективного благополучия жизни». 
Основные задачи круглого стола:
1) обсудить взаимосвязь теорий и моделей субъективного благополучия личности и качества жизни;
2) представить авторские методики психологической коррекции субъективного благополучия личности и качества жизни.

К. Павлов: «Реконструкция Качества Жизни — базовая методология ВЕГИ».

17.00 – 17.30 — Перерыв

17.30 – 20.00 — Мастер-классы и круглые столы

1. Круглый стол «Риски, побочные эффекты и осложнения психотерапии».

Владимир Александрович Винокур — доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа, член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России», президент Санкт-Петербургского Балинтовского общества, член консультативного совета Международной Балинтовской Федерации.
Сергей Александрович Подсадный — руководитель научно-клинического и образовательного центра «Психотерапия и клиническая психология» СПбГУ, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), председатель Общества личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Петербургской школы психотерапии и психологии отношений.

Основная идея взята у Ламберта: «Есть пациенты, которым иногда не удается помочь, но нет таких пациентов, которым нельзя было бы навредить». Можно ли считать психотерапию абсолютно безопасной для пациентов? Реальность побочных эффектов и осложнений психотерапии считается доказанной, хотя очень часто они игнорируются. На круглом столе планируется обсуждение различных вариантов негативных (побочных или нежелательных) эффектов и осложнений в психотерапевтической практике. Рассматриваются различные варианты терапевтического процесса с негативными динамическими реакциями, ятрогенные механизмы таких эффектов (например, негативный контрперенос, осложняющий терапию), побочные реакции в успешном терапевтическом процессе и другие факторы.

2. Круглый стол «Проблемы учебной мотивации у школьников. Стратегии, трудности, клинические примеры, работа с семьей».

Мария Сергеевна Богдашева — врач-психотерапевт, специалист по детской и семейной психотерапии. Руководитель отделения семейной психотерапии «Клиника семейного здоровья С. Знаменской».

Вопросы учебной мотивации и мотивации к познавательной деятельности в настоящее время выходят на первые позиции по обращаемости к детским психологам и психотерапевтам.

Это происходит по целому ряду причин, основными из которых являются низкое качество и непродуманность образовательных программ, низкая мотивация педагогов к тому, чтобы заинтересовать детей своим предметом, стратегические ошибки воспитания, допускаемые родителями и тотальная перегруженность детей и подростков легкодоступной информацией из интернет-источников и визуальным игровым контентом.

Мы зададим себе традиционные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Когда снижение мотивации к учебе является патологическим, а в каких случаях и в какие периоды может считаться нормой? Какие подходы и тактика работы могут быть использованы психологом / психотерапевтом в случаях сниженной и потерянной мотивации у школьника. Что мы готовы рекомендовать педагогам и родителям? А также мы разберем конкретные случаи из клинической практики.

3. «Презентация техники Фрэнсин Шапиро. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз» (EMDR-терапия).

Валерий Павлович Наталенко — доктор медицинских наук, врач-психотерапевт.

4. «Люди, деньги, отношения».

Алексей Михайлович Демьяненко — врач-психиатр-психотерапевт, заведующий Городским психотерапевтическим центром (ГПТЦ) Санкт-Петербурга, ассистент кафедры психотерапии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, преподаватель Восточно-Европейского Гештальт Института (ВЕГИ), сертифицированный гештальт-практик (стандарт EAGT), руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА), сертифицированный супервизор РПА. Соучредитель Центра Системного Консультирования «Искусство перемен».

Возможность получения каких-либо ресурсов всегда происходит на границе контакта «организм — среда». Деньги являются в современном мире универсальным ресурсом, который находится на границе отношений «я / другие». Часто в сходных условиях одни люди более успешны в финансовом плане, нежели другие. В данной тематической группе у участников будет возможность исследовать свою границу контакта, связанную с финансами.

5. «Отпуск специалиста — тайные ресурсы профессиональной идентичности».

Антон Владимирович Ежов — кандидат медицинских наук по специальности «Психиатрия», практикующий психотерапевт, ведущий авторских семинаров по вопросам психологии, психотерапии и психиатрии. Аккредитованный гештальт-терапевт (Московский Гештальт Институт), действительный член Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА).

Феноменология отдыха специалиста редко попадает в поле внимания авторов статей, мастер-классов, тренингов, семинаров и т. д. Вместе с тем, это является одной из важнейших составляющих нашей идентичности. Могут ли отдых и работа быть интегрированы? Если да, то нужно ли это и какая польза для практикующих специалистов от этого? На эти и другие вопросы мы будем искать ответы на мастер-классе. В ходе мастер-класса участники смогут по-новому взглянуть на свой отпускной период и найти ценные ресурсы для своей профессиональной деятельности.

Воскресенье, 04 декабря 2016

10.00 – 10.30 — Регистрация участников

10.30 – 11.15 — «Об универсальных факторах психотерапии — полезных и вредных».

Александр Иосифович Палей — кандидат психологических наук, научный руководитель Института практической психологии «Иматон», заведующий кафедрой психологического консультирования, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Психологическое консультирование: интегративный подход».

11.15 – 12.00 — «Оценка эффективности психотерапии: продолжение дискуссии».

Владимир Александрович Винокур — доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова, преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа, член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России», президент Санкт-Петербургского Балинтовского общества, член консультативного совета Международной Балинтовской Федерации.

Рассматривается краткая история проблемы оценки эффективности психотерапии, анализируется актуальное состояние продолжающейся полвека дискуссии о критериях ее эффективности, связанной, в частности, с появлением новых методов психотерапии и ее интегративных вариантов, а также с дискуссией о возможности применения к психотерапии принципов доказательной медицины.

12.00 – 12.30 — Кофе-брейк

12.30 – 13.15 — «Развитие личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии (ЛОРПТ)».

Сергей Александрович Подсадный — руководитель научно-клинического и образовательного центра «Психотерапия и клиническая психология» СПбГУ, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), председатель Общества личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Петербургской школы психотерапии и психологии отношений.

13.15 – 14.00 — «Новые тенденции в личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии».

Александр Петрович Федоров — врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова.

В докладе представлена новая интерпретация центрального понятия ЛОРПТ (В. Н. Мясищев, Б. Д. Карвасарский) — отношения. Это достигнуто за счет введения в него таких структурных элементов, как целевые, процессуальные, ограничивающие и запрещающие программы. Рассмотрен вариант достижения состояния гомеостаза человека с окружающей средой с учетом этих элементов. Выделены основные критические этапы формирования отношений в связи с задачами психосоциального развития. Рассматривается понятие интрапсихического конфликта исходя из новой интерпретации понятия отношения. Показано возможное применение в рамках психотерапии в связи с вышеуказанным.

14.00 – 15.00 — Обеденный перерыв

15.00 – 17.00 — Мастер-классы и круглые столы

1. Круглый стол «Психология отцовства».

Елена Викторовна Петш (Ларечина) — детский практический психолог, семейный консультант, преподаватель Института практической психологии «Иматон», автор книг и статей по вопросам воспитания и развития детей, ведущая тренингов и семинаров личностного роста по авторским программам.

Михаил Сергеевич Зотов — гештальт-терапевт (работа с семейными парами и с детьми), автор и ведущий клуба для Пап «Я — классный папа! Папой быть здорово!» (Санкт-Петербург — Москва).

Е. Петш (Ларечина): «Роль женщины в формировании мужчины-отца: традиции и современность».

«…Отцом мужчину делает не то,
что он физически породил сына,
а Встреча с ребенком…»
Луиджи Зойя

Именно во время Встречи ребенка и отца происходит открытие себя друг для друга. Затем постепенно рождаются отношения, в которых каждый проживает свой путь: путь отцовства и путь дочери или сына.

Состоится ли эта встреча с большой буквы? Будет ли у ребенка отец? Каковы будут отношения между отцом и ребенком? Все эти вопросы связаны со значимой фигурой в жизни ребенка — его матерью. На мастер-классе мы поговорим о значении отца в жизни ребенка. Увидим роль женщины в формировании отцовско-детских отношений. И узнаем, каким образом женщина в прошлом и настоящем может способствовать Встречи двух важных друг для друга людей.

М. Зотов: «Что нужно знать отцу о законах семейной системы».

Семья как система представляет собой больше, чем просто совокупность ее членов, больше, чем объединение индивидуумов. Семья — как и любая система, имеет свои границы, которые отделяют ее от окружающего мира. Любая система существует по своим правилам, так и в каждой семье есть свои правила.

2. «Приемы психодрамы в работе с сопротивлением клиента».

Екатерина Александровна Потемкина — практикующий психолог, старший преподаватель Факультета психологии СПбГУ.

В ходе мастер-класса будет следующее:

  • Что понимается под сопротивлением клиента.
  • Как заметить, что клиент начал «сопротивляться».
  • Различные формы проявления этого феномена: опоздания, пропуски сессий, «заговаривание» терапевта, поддержание образа «хорошего клиента».
  • Чему, как и зачем он сопротивляется.
  • Место и роль сопротивления клиента в психотерапевтической работе: что может сказать терапевту сопротивление клиента, а также возможные реакции терапевта на это.
  • Кто несет ответственность за преодоление сопротивления клиента.
  • Главный принцип работы с сопротивлением.
  • Демонстрация психодраматических приемов по работе с сопротивлением, позволяющих поддерживать контакт и продолжать конструктивную работу с клиентом.

3. «Психотерапия навязчивостей — особенности, возможности, ограничения».

Александр Станиславович Стебенев — врач-психиатр-психотерапевт Клиники неврозов им. И. П. Павлова, гештальт-терапевт.

4. «Экстренная психологическая помощь: как оказать помощь и поддержку себе и другому в экстремальной ситуации?».

Виктория Леонидовна Винтер — клинический (медицинский) психолог, психолог-консультант. Практикующий специалист с 2002 г., с опытом работы в медицинских и кризисных психологических службах Санкт-Петербурга. Член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, член Санкт-Петербургского Балинтовского общества. Соискатель кафедры психотерапии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова. /
Сергей Юрьевич Крутов — психолог, гештальт-терапевт.

В современном мире риск оказаться свидетелем или участником экстремальной ситуации, увы, довольно высок. Редкая сводка новостей не содержит информацию о чрезвычайных происшествиях: авиакатастрофы, теракты, природные и техногенные катастрофы… Переживание подобных событий не проходит для психики бесследно.

На нашем мастер-классе мы поговорим о том, как можно грамотно помочь себе самому или другому человеку справиться с острыми переживаниями, возникшими в связи с экстремальной ситуацией.

Мы обсудим: что такое экстремальная ситуация; каковы особенности психологического состояния человека, оказавшегося в экстремальной ситуации; какие бывают острые стрессовые реакции и в чем заключаются особенности оказания экстренной психологической помощи при каждой из них.

5. «Встречи и расставания».

Елена Юрьевна Петрова — медицинский психолог, гештальт-терапевт, директор по развитию Интегративного института Гештальт тренинга, член Координационного совета Гильдии психотерапии и тренинга.

Обсуждается тема известного из опыта практических психологов феномена. Клиент сообщает, что он или она в своей жизни имели много случаев, когда они отстаивали свою границу и четко могли сказать «НЕТ» и не идти на компромиссы. Отвергают соблазнительные предложения, которые доставляла им жизнь. «Я мог пойти работать в Google и отказался», «Олигарх делал мне предложение, и я сказала — нет!». Этот опыт дает им воспоминание о своей силе и свободе, является мощным ресурсом. Однако часто эта история сопров